История лондонских кэбов

Написал Rain
23.01.08
комментарии — 5, прочитано — 584 раза


Что такое такси? Это понятие давно прикрепилось в сознании современного человека и уже не вызывает абсолютно никаких эмоций. Но задумавались ли Вы над тем, как появились первые такси, где и когда? Сегодня мы поговорим с Вами об истории возникновения знаменитых London Cab Taxi.

Horse кэбы и экипажи Hackney

Название “hackney” подразумевает под собой экипаж, запряженный несколькими лошадьми. Вообще понятие “hackney” берет свое начало с норманско-французского слова “Hacquenée”, что в дословном переводе означает “лошадь для найма”.

Исторически первый hackney был замечен в Лондоне в 1588 году, когда капитан Бэйли (Captain Baily), ветеран экспедиций сера Волтера Рали (Walter Raleigh) соорудил 4 экипажа для работы в Стрэнд, Лондон. А к 1760 году в английской столице было уже свыше тысячи подобных транспортных средств, запряженных лошадьми, которые развозили элиту по улицам Лондона. 

В 1823 году двухместный, двухколесный экипаж, названный кабриолетом, был представлен миру. Он стал невероятно популярным благодаря возможности развивать довольно приличную скорость. К тому же, он был чрезвычайно практичен и удобен, за счет чего и стал “№1” во всем мире. Это транспортное средство получило название “cab” (или такси по-нашему).

С середины 19 века в мире начали доминировать уже 2 типа такси: быстрый и элегантный двухколесный “hansom” и тяжелый, четырехколесный “growler”, у которого было значительное преимущество – вместимость, которая была весьма кстати. Growler часто можно было заметить на железнодорожных станциях и вокзалах.

Слева - элегантный “hansom”, Справа -ранний кэб от Unic

Слева - быстрый и элегантный “hansom”, который премьер министр Бенджамин Дисраели называл"лондонской гондолой".
 Справа – ранний кэб от Unic, сделанный в Париже.

Некоторые “хорс кэбы” продолжали эксплуатироваться вплоть до 1930 года, но большая часть из них была уничтожена во время Первой Мировой Войны. Самый последний лондонский horse cab был сдан в английский музей 3-его апреля 1947 года.

Кэбы с мотором

Первые лондонские “мотор кэбы” работали на электрическом двигателе. Их называли “Berseys”, в честь главного менеджера компании London Electrical Cab, который их и создал. К 1897 году уже 25 “мотор кэбов” активно эксплуатировалось в Лондоне, а к 1898 на улицах было уже порядка 50 такси. Но, к сожалению, эти транспортные средства оказались абсолютно ненадежными, на улицах английской столицы возникало множество несчастных случаев и аварий, поэтому люди быстро перестали доверять транспортному новшеству и к 1900 году его полностью отменили. Спустя несколько лет после первого неудачного введения, на улицах Лондона вновь появились “мотор кэбы”, но теперь уже на бензиновом двигателе и создали их не англичане, а французы. Кроме того, американцами была предпринята попытка ввезти в Англию 200 моделей Ford BS, но из-за нехватки финансов попытка закончилась крахом, такая же участь постигла и компанию Rover. К концу 1906 года в Лондоне насчитывалось уже около 100 такси, но появление более, чем 500 кэбов французской компании совершило революцию на английском рынке. Компания Unic была самым масштабным производителем такси пост-1906 периода.

Правила и стандарты дизайна лондонского motor cab были введены и лицензированы в 1906 году в документе под названием The Conditions of Fitness (условия пригодности).

Позже, в 1907 году, стало обязательным введение счетчиков. Таким образом, название “taxicab” сократили до “taxi” и автомобили со счетчиками стали активно использоваться во столице Англии. В 1911 году прошла забастовка водителей такси, которые требовали повысить плату за проезд, а в 1913 произошел резкий взлет цен на топливо. Все это отрицательно сказалось на производстве такси, что в последствии сократило количество производителей кэбов. Первая Мировая Война практически уничтожила производство такси. Компания Unic перестала производить автомобили и для того, чтобы хоть как-то удержаться на рынке и остаться компанией стала производить различные боеприпасы. А после войны, в 1918 году оставшиеся такси кэбы были проданы по невероятно высоким ценам.

Между двумя Мировыми Войнами

Компания William Beardmore & Co Ltd была самой большой и перспективной в Шотландии. Одной из основных заслуг шотландского концерна является создание первого послевоенного такси. Это было осуществлено в местечке Пейсли, Глазго (Paisley, Glasgow). Новые кэбы были представлены в 1919 году и благодаря своему комфорту и износоустойчивости стали безумно популярны во всем мире и в частности в Англии, родоначальнице кэбов. Новое такси получило название “Rolls-Royce cab”, а затем, за первой моделью последовала и обновленная пересмотренная версия под названием Mk 2, которую выпустили в 1923 году.

Также представила свою версию кэба и компания Citroen, которую ввела в производство в 1921. Эта модель позиционировалась как обновленная версия довоенного Unic. В 1925 году была предпринята попытка ввести на рынок двухместный вариант такси кэба, который бы перевозил людей по более низким тарифам благодаря своей конструкции, в корне отличавшейся от конструкции четырехместного кэба, но в конечном счете рынок не принял нововведенную модель, посчитав ее нецелесообразной. Однако тарифы все-таки снизили.

Любопытно, что Условия Пригодности (те самые стандарты которые были приняты в 1906 году) с тех пор так и не менялись. И это вполне логично, ведь для такого сравнительно небольшого рынка пересматривать уже определенный дизайн не имело никакого смысла. Никто, кроме компании Бирдмора (William Beardmore) не был заинтересован в создании революционного дизайна такси. Но 1928 году в документ The Conditions of Fitness были введены новые правила и стандарты и то, за что так боролся Вильям Бирдмор наконец-то свершилось. Тут же, без промедлений, компания выпустила новую версию под названием Mk 3, которая ко всеобщему удивлению оказалась безумно популярной.

Слева - модель 1929 года Austin

Слева - модель 1929 г. Austin "High Lot", справа - модель 1950 г. Austin FX3

Незадолго после этого, в 1929 году на свет появилось принципиально новое такси от компании Austin cab специально для Лондона. Автомобиль был создан на популярной платформе модели 12/4. Модель получила пафосное название “High Lot” благодаря своей “высоте” в прямом и переносном смысле слова. Новая модель затмила по популярности всех своих конкурентов. Она значительно превосходила в цене таких “гигантов”, как  Beardmore и Morris-Commercial. После своего грандиозного успеха компания Austin cab выпустила еще одну модель с сокращенным названием LL (Low Loader), которая появилась в Англии в 1934 году и будучи самым дешевым, легкодоступным и весьма качественным автомобилем, новое такси стало самым популярным автомобилем десятилетия, а к тому же еще и самым производимым. Тем временем, компания Beardmore переехала на Север Лондона, потеряв значительную долю рынка. Их такси были несколько дороже, чем продукция компаний Morris-Commercial и Austin. Однако, любопытно, что ни Morris-Commercial, ни Beardmore не могли выпускать автомобили в таком количестве, как это делали Austin, даже в случае совместного производства.

С наступлением Второй Мировой Войны большинство людей ушло на фронт и производство такси вновь прекратилось, как когда-то во время Первой Мировой. В послевоенный период опять возникла резкая потребность в новых такси, поскольку практически все довоенные модели были уничтожены. Однако, специалистам из Morris-Commercial удалось сделать невозможное: они занимались разработкой и тестированием опытного образца такси на протяжение всей войны. Модель была представлена в 1947 году под названием “Oxford”. Но успех Морриса продолжался не долго, уже в 1948 году возродившаяся компания Austin выпустила новую модель, которую назвала FX3. Компании Austin всегда было присуще  доминировать на рынке и в очередной раз она это доказала. Модель моментально стала самой популярной в Англии. Причем, сначала FX3 выпустили с бензиновым двигателем, а позже в 1952 компания создала версию и с дизелем от Ferguson. Однако, уже в 1954 Austin разработали свой собственный дизельный двигатель объемом 2.2 литра. Также, новаторская компания произвела обновленную версию FX3, которую в последствии переименовала в FL1. Новое такси представляло из себя лимузин. Умирающая компания Beardmore попыталась сделать отчаянные шаги борьбы с привилегированным Austin. В 1954 Beardmore выпустил новую Mk VII, которая затем продавалась в ничтожно малых экземплярах и не представляла никакой угрозы для “крупной акулы” Austin. Последний вздох компании Beardmore был в 1967 году, когда она выпустила последний экземпляр своего непопулярного Mk VII.

Легендарный Austin FX4 1958 года

Легендарный Austin FX4 1958 года

Austin company тем временем пожинала плоды и купалась в славе и популярности, легко и непринужденно выпуская все более новые и совершенные модели. Следующее “такси Остина” появилось на свет в 1958. Это был легендарный FX4!  Модель находилась в непрерывном производстве в течение 39 лет. За этот период было создано множество различных модификаций и версий непревзойденной FX4. Кстати, диапазон двигателей этого такси составлял не много не мало 7 различных моторов.

Легендарный Austin FX4 1958 года

В это время компания Carbodies Ltd предпринимала активные попытки создания своей собственной версии знаменитого FX4, но в итоге в 1982 году, официально выкупив у Austin cab права на производство FX4 просто расширила дилерскую сеть. Carbodies переименовали себя в London Taxis International (LTI) и выпустили заключительную версию FX4, которую назвали “Fairway”. Производство модели прекратили только в 1997 году. За все время выпуска знаменитого такси было создано более 75 000 экземпляров.

Наши дни

В 1997 году London Taxis International обновили модель FX4/Fairway оснастив ее двигателем TD27 от Nissan. Позже последовала обновленная версия TXII с двигателем от Ford, но эта модель не принялась на рынке и вскоре была снята. В ноябре 2006 года TXII совместили с TX4. Внешность “четверки” осталась нетронутой и модель просто получила более совершенные шасси от TXII. Название оставили прежним TX4 хотя бы потому, что такси соответствует стандартам “Евро 4”. Сейчас LTI сотрудничает с китайцами, которые совсем недавно представили свой концепт-кар в Детройте. Китайский автомобиль выполнен в духе LTI и согласно договору будет поставляться в Великобританию. 

всего 5 комментариев
23.01.08 #
Neetro +11 пользы

ОО крутой материал. Оказывается Austin - автор шедевра TX4. кРУТО, а я и не знал:0

23.01.08 #
dRIVER_since_born +4 пользы

Дааа а щас всем этим рулит концерн LTI

23.01.08 #
Highliner +5 пользы

FX3 - не менее прикольная. Кстати где-то я ее видел. На каком-то аукционе ее недавно продавали, вы не слышали?

23.01.08 #
Астриец +40 пользы

Ндааа, а китайцы взяли как всегда да сперли. Слава богу что хоть на этот раз официально.

24.06.08 #
Rain +4094 пользы

http://autopeople.ru/forum/3394.html

Гляньте, че творится!

Написать комментарий

Использование материалов сайта разрешается только с обязательной установкой активной гиперссылки на сайт AutoPeople.Ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-сайта AUTOPEOPLE.RU»

Возрастные ограничения: 18+